Эконометрика для студентов — простым языком, практически «на пальцах» — возможно ли такое?

Эконометрика, как считает подавляющее большинство студентов, — сложный предмет. Во-первых, потому, что в нем очень много математики (а к тому моменту, когда в программе появляется эконометрика, оказывается, что студенты уже основательно подзабыли даже самые простые вещи из элементарной математики). Во-вторых, потому, что каждый расчет должен быть подвергнут многочисленным проверкам (по принципу: посчитать-то посчитали, но есть ли в полученных цифрах какой-то смысл?). Для того, чтобы развенчать этот миф, в рамках своего проекта «ОбъяснялКИНО» я запустил ОбъяснялКИНО: эконометрика без галстука на Ютюбе.

Одним из лучших учебников по эконометрике считается книга Елисеевой. Однако, как показывает мой опыт преподавания эконометрики, этот учебник сложен для студентов, особенно заочников, поскольку работа с ними предполагает наличие хороших базовых знаний не только по математике, но и по статистике (в первую очередь — математической). Иногда программы вузов составлены таким образом, что сначала студенты изучают эконометрику, и уже после этого — статистику (что можно сравнить с установкой телеги впереди лошади, причем погонщик тоже должен управлять этой конструкцией по-особому, сидя впереди телеги — естественно, лицом вперед).

На сегодняшний день не существует единственно верного, качественного и понятного учебника по эконометрике. Во-первых, ещё не закончено выделение эконометрики как науки и обособление её математического аппарата. Во-вторых, изложение материала в книгах по эконометрике ведётся «вольно», зачастую — с позиций теории и без учёта решения практических задач. Объяснить эту особенность можно тем, что каждый вопрос эконометрики весьма объёмен. Так, если только описание методики построения и анализа модели парной линейной регрессии занимает порядка 25 страниц (с формулами и подробным разъяснением их применения, но без обоснования и доказательства чего-либо), то в целом, раскрывая все частные вопросы этой методики и приводя доказательства каждой формулы и критически важного утверждения, можно довести объём материала до размеров внушительного учебника (а это — только одна тема, причём одна из простейших, и таких тем множество).

Когда я был студентом, мы изучали всё то, что сегодня описывается в эконометрике, в рамках курсов по статистике, математической статистике и высшей математике. Сегодня (студенты, радуйтесь!) многое из этого собрано в одном курсе. Вместе с тем, основанная на статистике и высшей математике, эконометрика унаследовала от них некоторые «неприятные особенности», среди которых и работа с большим количеством цифрового материала (попросту говоря — чисел), и использование одной и той же буквы (как это принято в математике и технических науках) для обозначения совершенно разных показателей и величин, и обозначение одного и того же показателя совершенно разными способами (как больше нравится автору учебника).

Эконометрика — это прежде всего дисциплина. Чтобы решить задачу, нужно самому быть дисциплинированным, внимательным и пунктуальным, чтобы выполнить все расчеты и проверки, четко следуя установленному алгоритму, иначе результат будет получен, но будет ли он действительным? Ведь цель эконометрики — не расчеты ради расчетов, а расчеты как база для принятия управленческих решений. Чего будет стоить решение, основанное на неверных расчетах?

Сегодня методы эконометрики активно применяются в сфере обработки Больших Данных. Но — должен вас предостеречь от ошибки ложной корреляции: если вы возьмёте 100 совершенно независимых друг от друга величин, не связанных ни логически, ни функционально, можно быть практически уверенным, что обнаружится как минимум 5 пар, где показатели «тесно связаны» друг с другом, то есть между ними будет корреляция, которую можно признать значимой. Чем больше данных и чем больше их разнообразие — тем выше вероятность получить ошибочный, но очень «красивый» результат.

В настоящее время я уже не преподаю в вузе (к сожалению, реформы зацепили и наш филиал, который оказался закрыт), однако у меня накоплен большой опыт объяснения сложных концепций понятным даже неподготовленному студенту языком. Поэтому сейчас я работаю над  авторским курсом по эконометрике, который был в целом разработан и обкатан на студентах-заочниках (а это люди, зачастую капитально забывшие даже школьную математику), и готов предложить его всем желающим разобраться с парной и множественной регрессией, построением и анализом рядов динамики, системами одновременных уравнений (кстати, для того, чтобы объяснить эту тему, я даю студентам азы системного анализа, так что уверен на все сто, что аналогов моему курсу вы не найдёте).

Если все известные мне учебники эконометрики предполагают, что студент владеет знаниями математической статистики и линейной алгебры и навыками соответствующих расчетов, то мой курс можно назвать самодостаточным: если какой-либо показатель можно посчитать разными способами, все они собраны вместе, и даже более того: объясняются алгоритмы расчёта по каждой формуле.

Конечно, в разных вузах  свои требования, подчиняясь которым учебники становятся сложными, нудными и тяжеловесными. Но базовые вопросы, на которых основано большинство расчетов, я стараюсь объяснить, что называется, «на пальцах». Частично мои объяснения вы можете посмотреть на Ютюбе в проекте ОбъяснялКИНО: эконометрика без галстука. К сожалению, я не успел завершить работу над этим проектом, и «в эфир» выложены только первые занятия. Может быть, это и к счастью, поскольку сегодня я лучше представляю себе, как можно и нужно сделать этот курс более эффективным и полезным. Сейчас ведётся переработка видеороликов — их я сделаю короче и чётче по подаче материала, плюс добавлю мини-курс по системному анализу и много других интересных мини-курсов, так что подписывайтесь на канал — скоро на нём будет много нового и интересного!

P.S. Если вы хотите постичь азы эконометрики (парная и множественная регрессия, временные ряды) в индивидуальном порядке (разбор теории, решение задач), пишите мне на почту (573896 » mail.ru).

P.P.S. Если вам понравились эти материалы и вы хотите поддержать разработку и публикацию моих курсов, можете пополнить счёт телефона +7922794138.