Пользователи бизнес-плана и их интересы

В одном из своих видеороликов я рассказал о том, что у вас могут быть разные причины, которые сподвигнут вас взяться за разработку бизнес-плана. Как вы помните, бизнес-план может быть нужен разным лицам (пользователям), каждый из которых имеет свой, особый интерес. Давайте с этим разбираться. Вы можете посмотреть на эту тему небольшое видео на youtube, а можете дочитать пост до конца.

Итак, бизнес-план нужен в первую очередь инициатору проекта. Именно в ходе разработки проекта предприниматель сам или при помощи эксперта сможет увидеть все подводные камни своего бизнеса (что особенно важно при создании нового бизнеса, где у предпринимателя может быть недостаточно практического опыта работы), выверить свой курс и грамотно спланировать имеющиеся ресурсы. При составлении бизнес-плана «для внутреннего пользования» важнейшим критерием оценки проекта является его реализуемость, а в самом проекте разделы прорабатываются максимально пессимистично, поскольку лучше предвидеть возможную проблему и предпринять что-то для её нейтрализации, чем столкнуться с ней неожиданно, в самый неподходящий момент.

В последнее время проекты редко запускаются предпринимателями-одиночками: как правило, этим занимается команда, куда входит сам предприниматель (инициатор проекта) и его стратегические партнеры (лица, предоставившие предпринимателю какие-либо ресурсы — начиная от денег и заканчивая своими связями и знакомствами).

В случае привлечения стратегического партнёра бизнес-план проекта должен составляться таким образом, чтобы интересы всех участников были отражены чётко и недвусмысленно. Кроме того, в подобных проектах должно быть прописано участие каждой стороны, их права и обязанности (нелишне будет в дальнейшем закрепить этот момент документально, но для первоначальных переговоров с возможным партнером и этого должно хватить).

Стратегические партнеры заинтересованы в определенной отдаче от поддерживаемого бизнеса, которая может иметь как денежное, так и неденежное выражение. Денежная отдача выражается в первую очередь в стоимости доли бизнеса, которая принадлежит стратегическому партнеру: если бизнес растёт, то и стоимость его доли тоже будет расти. Неденежные интересы могут варьироваться от исключительно личных до деловых и хорошо описываются выражением «ты — мне, я — тебе».

Хочу предостеречь начинающих предпринимателей от необдуманных поступков: неденежный интерес «спонсора» к вашему бизнесу может завести вас далеко… и совсем не туда, куда хотите попасть вы… Стратегические партнёры — это хорошо, особенно когда они развивают ваш бизнес, вливая в него свой опыт, знания и связи. Но бывает и так, что партнёр «влил» в ваш бизнес энную сумму денег — и начинает считать, что раз ему принадлежит львиная доля средств вашего бизнеса, то он имеет соответствующий этой доле объем прав на управление вашим бизнесом… Он даёт советы, назначает и увольняет работников — того и гляди, уволит собственно инициатора проекта и приберёт бизнес к своим рукам… Решение этой проблемы заключается в получении банковского кредита или привлечении инвестора на условиях, аналогичных банковским (чётко обозначена сумма долга, порядок возврата, величина процентов и сроки их уплаты).

Сторонние инвесторы (как правило, банки) заинтересованы в максимальной доходности своих вложений с минимальным риском (в идеале, конечно). Однако на практике такого не бывает. Или доходность низкая, или проект высокорисковый. Поэтому инвесторы стремятся или повысить доходность своего портфеля при фиксированном уровне риска, или снизить уровень рисков при заданной доходности. Следовательно, ваш проект скорее всего будет оцениваться с точки зрения величины рисков для инвестора и стоимость таких инвестиций будет определяться исходя из этого уровня.

Бизнес-планы, предоставляемые сторонним инвесторам, разрабатываются в полном соответствии с их требованиями (увы, даже если такие требования некорректны — думаю, со временем я напишу на эту тему отдельный пост). Это делается для того, чтобы инвестор мог ранжировать множество проектов по интересующим его (и понятным ему) критериям. Если порядок расчета будет нарушен — проект станет несопоставимым с другими.

Нужен ли бизнес-план работникам предприятия? Конечно, дворник с уборщицей навряд ли станут его читать, а вот менеджеры и лица, чьи решения способны существенно повлиять на ход событий, должны знать, к чему стремится организация и как эта цель будет достигнута. В случае разработки бизнес-плана для своих работников необходимо сделать упор прежде всего на их интересах: только тогда он будет мотивировать сотрудников предприятия и поможет создать доверительную атмосферу.

Поставщики и покупатели иногда тоже должны изучить ваш бизнес-план. Это позволит им лучше понять суть вашего бизнеса, ваши сильные и слабые стороны, что даст возможность скорректировать ожидания и собственную производственную программу, поскольку ваше предприятие в некотором смысле является продолжением их бизнеса: вы или предоставляете им сырьё, или продвигаете дальше по цепочке их продукцию. Бизнес-план, предоставляемый поставщикам и клиентам, является своего рода вашей рекламой, поэтому его тон должен быть по-деловому оптимистичным.

Иногда предприниматели обращаются за господдержкой. Для этого потребуется бизнес-план (бизнес-проект), подготовленный в полном соответствии с требованиями министерства или иного ведомства, предоставляющего грант или субсидию. Он необходим для принятия (обоснования) и документирования (подтверждения) решения о предоставлении государственной поддержки. Естественно, что в случае участия предпринимателя в конкурсе он будет стремиться показать, что его проект важен для грантодателя, жизнеспособен и будет способствовать решению насущных проблем региона (создаст новые рабочие места, увеличит налоговые поступления).

Каждый из пользователей бизнес-плана имеет свои интересы, и порой случается так, что они расходятся (инвестор стремится ко всяческой экономии, тогда как для получения субсидий желательно создание большего числа рабочих мест на создаваемом предприятии). В таком случае для каждого пользователя принято готовить свою версию бизнес-плана. Но хочу сразу вас предостеречь: в деловой среде взятые на себя обязательства принято выполнять! Поэтому эти варианты, конечно, должны отличаться друг от друга, но не до такой степени, чтобы в результате запуска проекта вы как его инициатор бросались из огня да в полымя.