Почему я редко пишу…

В последнее время слышу в свой адрес усмешки: «ну что, сайт свой забросил? ничего не пишешь.» Да, действительно, почти полгода я ничего не публиковал — но только потому, что был занят более важными и серьезными делами. Например, дописал-таки «кирпич» своей кандидатской (конечно, впереди ещё доработки и шлифовка, но основа уже создана), разработал на базе своих лекций по общей теории статистики и эконометрики комплексный (я бы даже сказал, сквозной) курс, который берёт начало в арифметике, включает в себя общую теорию статистики, теорию и практику выборочного наблюдения, непараметрическую статистику и эконометрику:

  1. арифметика даёт базу для всех расчётов: сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление корня и возведение в степень — вот, пожалуй, и все действия, которые вы должны знать и уметь выполнять, чтобы разобраться со всеми последующими этапами.
  2. общая теория статистики: это база, благодаря которой вы научитесь обобщать большие массивы информации, правильно рассчитывать средние величины и давать характеристику анализируемого распределения. Но не этих действий ради следует изучать ОТС — без её знания вы не выполните другие, более важные расчёты, не сможете сделать и (самое-то главное!) подтвердить выводы… а вот этим уже занимаются следующие разделы…
  3. выборочный метод — да, он входит в ОТС, но я бы его выделил, поскольку теория выборочных наблюдений не только очень важна, но и охватывает множество практических вопросов (начиная от определения объема выборки и заканчивая методикой сбора данных и их обработки), причем в каждом из этих вопросов существует масса аспектов… в общем, очень важная и комплексная тема, поэтому я её ставлю отдельно. Благодаря этому разделу статистики мы можем собрать первичную информацию — причём таким образом, что выводы, сделанные правильным образом, будут вполне корректны (если информация будет собрана неправильно, то никакие выводы по ней — сами понимаете — не будут легитимными).
  4. непараметрическая статистика… если арифметика даёт общие правила вычислений, ОТС знакомит нас с методиками расчётов, выборочный метод позволяет собрать первичную информацию… а вот дальше начинается самое интересное! Во-первых, существует масса вопросов, относящихся к моменту «здесь и сейчас», ответить на которые общая теория статистики не в состоянии. Это, например, такие вопросы: «правда ли, что в магазине А товары значительно дороже, чем в магазине Б?» (может быть, и не дороже; может быть, дороже, но различие не значительно; может быть — действительно значительно дороже!) или «Если я применяю метод А, у меня X% потерь, а если В, то Y% — правда ли, что А лучше (хуже), чем В?» и т.п. Эти вопросы (и множество других) требуют применения критериев, разработанных непараметрической статистикой (причем ситуация усугубляется тем, что таких критериев довольно большое количество, и каждый применяется для решения специфической задачи). Таким образом, человек, владеющий методами ОТС, может правильно рассчитать обобщающие величины (среднюю или общий индекс), владеющий выборочным методом — собрать необходимую для этого информацию, и только человек, владеющий непараметрической статистикой, сумеет сделать корректный вывод! Но… это всё «здесь и сейчас», то есть в статике… а если нужно в динамике — добро пожаловать на следующий этап!
  5. эконометрика… это и есть та самая дисциплина, которая имеет целый арсенал методов, позволяющих проследить развитие процесса в динамике и выявить взаимосвязь двух и более процессов. Поэтому её не имеет смысла изучать прежде чем будут изучены и освоены методы предыдущих четырёх разделов. Поэтому-то и кажется эта дисциплина, основанная (кто бы мог подумать?!) на всем известных сложении, вычитании, умножении, делении, возведении в степень и извлечении корня, такой мудрёной заумной и жутко сложной (типа «не виноватая я — оно само всё так сложилось!»). Пора развенчать этот миф! Эконометрика — если разобраться с предыдущими четырьмя уровнями, являющимися для неё базой — вполне лёгкая и понятная дисциплина!

Впрочем, утверждение относительно лёгкости эконометрики вряд ли поддержат студенты, которые уже «изучали» её «в академиях»… Но, может, только потому, что их научили делать не все шаги из этой многоходовки? Дело в том, что развитие теории идёт примерно так:

год Х: «если А — то Б», «если Б — то В» — значит, «если А, то В»

год ХХ: «Если А — то Б», «Если Б и Г — то Д» — значит, «если А и Г — то Д»

год ХХХ: «Если Д — то Е», «Если Ж и Е — то З и И» — значит, «если А, Г, Ж и Е — то З и И»…

Приплыли… и только потому, что в году ХХХ уже никто не помнит о предпосылках лет Х и ХХ, а следовательно — все причинно-следственные цепочки запоминаются как мантры… сочетания звуков, приятно звучащие, но не несущие в себе понятного произносящему смысла…

Если вы хотите разобраться во всех премудростях эконометрики и научиться применять её методы для изучения и моделирования всевозможных процессов (а методы эконометрики применяются сегодня не только в экономике, но и в технике, медицине и даже — я однажды читал в научном журнале! — в истории!), но сомневаетесь в своих преподавателях, посмотрите мой курс ОбъяснялКИНО: эконометрика без галстука на Ютюбе… а если вам необходима помощь в изучении этих предметов — стучитесь, и вам откроют!