Основные положения общей теории конкуренции

В настоящее время не существует общей теории, объясняющей конкуренцию на уровне товаров, их производителей, отраслей и регионов (стран).

Вместе с тем, существует множество описаний фактической конкуренции на каждом из этих уровней. Целью предлагаемой общей теории конкуренции является обобщение известных фактов и закономерностей, устранение существующих «нестыковок», обнаруживающих себя при сопоставлении различных методик оценки уровня конкурентоспособности как результата конкуренции на рынке.

Теория изложена в виде основных тезисов, поскольку подробное объяснение каждого из них потребует отдельной статьи. Поэтому Вашему вниманию предложены системно изложенные ключевые тезисы, позволяющие по-новому взглянуть на механизм конкуренции и формирования конкурентоспособности, охватывающий не отдельную отрасль или товар, а экономику в целом (причем независимо от уровня – макро, мезо или микро).

Публикуя этот материал, я прекрасно понимаю, что его
"растащат на сувениры" (или цитаты, что не столь важно).
Поэтому сразу хочу предупредить: все высказанные здесь
идеи принадлежат , то есть мне, они или опубликованы
(некоторые идеи опубликованы давно, некоторые - совсем
недавно) или защищены каким-либо иным способом.
Тем не менее, при сохранении ссылки на эту статью я 
разрешаю её перепечатать в полном объёме с сохранением
моего авторства. Тех же, кто нарушит копирайт, буду
бить нещадно. Опыт есть.

В работе используются следующие трактовки основных терминов, важных для понимания тезисов.

Под товарами понимаются все товары (вещи), работы и услуги, которые предлагаются и могут быть проданы на рынке. Как «товаропроизводитель» работник предлагает на рынке свой «товар» — рабочую силу, обладающую определенными характеристиками.

Под слоем конкуренции понимается множество объектов, между которыми возможна и проявляется конкуренция. Можно выделить слой товаров, слой производителей, слой отраслей и слой регионов. Отдельно взятые товары конкурируют за возможность быть проданными, производители конкурируют друг с другом за способный приносить прибыль рынок, отрасли конкурируют за массу прибыли (поскольку без прибыли произойдёт перелив капиталов, в результате которого отрасль как таковая может погибнуть), регионы – за экономический потенциал (трудовые ресурсы и капитал, которые могут быть достаточно быстро и относительно безболезненно перераспределены между регионами).

Под регионом понимается определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязанностью её составных элементов (от населенного пункта и даже его части и до множества стран, входящих в экономический или политический блок).

Для удобства последующего обсуждения тезисы пронумерованы.

  1. Конкуренция  происходит (осуществляется) исключительно на уровне товаров, их характеристик и удовлетворяемых ими потребностей. Конкуренция между производителями (либо между отраслями, между регионами) происходит посредством конкуренции производимых ими (или в их рамках, если речь идёт об отраслях или регионах) товаров.
  2. Конкуренция возможна лишь благодаря наличию различных способов удовлетворения одной и той же потребности, а также наличию у потребителя множества различных потребностей.
  3. Товары конкурируют друг с другом, поскольку способны принести потребителю удовлетворение. Поскольку одинаковая степень удовлетворения может быть достигнута при помощи товаров из разных категорий (отраслей), возможна «перекрестная» конкуренция, то есть конкуренция между товарами, не имеющими ничего общего друг с другом (например, набор продуктов питания, билет на концерт и платеж за автомобиль, купленный в кредит).
  4. Принципиально возможно выделить четыре слоя, в рамках которых проявляется конкуренция: товары, предприятия, отрасли, регионы.
  5. Конкуренция проявляет себя в различных слоях, которые не пересекаются, существуют одновременно и параллельно.
  6. Конкуренция между слоями не существует, поскольку взаимодействия в каждом из них имеют собственную природу, а сами механизмы конкуренции в рамках каждого слоя коренным образом отличаются друг от друга.
  7. «Всё влияет на всё». Существуют взаимодействия, которые осуществляют «перенос» конкурентоспособности между слоями (японский кассетный магнитофон, захваченных американскими астронавтами на орбиту, работая безупречно, послужил хорошей рекламой для японской техники вообще, а не только для конкретной фирмы-производителя или для данной модели). Эти взаимодействия заключаются в накоплении потребителем субъективного опыта, его обобщении и распространении (сообщении другим потребителям), а также в использовании накопленного другими субъективного опыта.
  8. Решения, принимаемые в рамках одного слоя, влияют на конкурентоспособность объектов, расположенных в каждом слое (т.е. конкурентоспособность товара зависит от конкурентоспособности производителя, отрасли в целом и региона, в котором товар произведён – и вместе с тем, она же в некоторой степени их определяет).
  9. Независимо от «носителя» конкурентоспособности и его принадлежности к тому или иному слою, существует четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность данного объекта: потребитель, производитель, отрасль, регион. Каждый из субъектов, дающих свою оценку конкурентоспособности рассматриваемого объекта, обладает своими собственными интересами, которые через принимаемые им решения влияют на задаваемый им уровень конкурентоспособности и его оценку.
  10. Стабилизация рынка происходит благодаря уравновешиванию интересов всех четырех субъектов на рынке посредством механизма цикличной причинности.
  11. С точки зрения математического аппарата наилучшей методикой моделирования конкуренции и конкурентоспособности можно считать систему одновременных уравнений, построенную на основе диаграммы цикличной причинности.
  12. Система одновременных уравнений годится для описания модели и выявления важнейших факторов, но малопригодна для получения точных прогнозов: конкурентоспособность во многом зависит от воли случая и стечения обстоятельств, и по-разному реагирует на изменение факторных признаков на разных отрезках их возможных значений.
  13. Конкуренцию между объектами отдельно взятого слоя можно представить как процесс, направленный на завоевание возможно большей доли рынка.
  14. Конкуренция между товарами имеет конечную цель – завоевание товаром максимально возможной доли рынка (сегмента).
  15. Конкуренция между предприятиями имеет цель – создание условий для получения предприятием максимально возможных при существующих ограничениях сумм прибыли (не получение самой прибыли, а только создание для этого условий).
  16. Конкуренция между отраслями имеет цель – выживание и безбедное существование отрасли, т.е. по сути фиксирование достигнутого уровня. Отрасль в целом может выступать противником инноваций, меняющих правила игры на рынке (саму игру) или рынок в целом.
  17. Конкуренция между регионами происходит прежде всего по поводу привлечения в регион и закрепления мобильных ресурсов (труда и капитала, и прежде всего их наиболее мобильных и ценных частей – носителей интеллектуальных способностей и финансового капитала).
  18. Результатом действия конкуренции является «раздел пирога» — выделение долей рынка, занятых каждым конкретным объектом. Поскольку каждый отдельно взятый объект (товар, предприятие, отрасль, регион) расположен в своём слое, доли рынков делятся в рамках каждого рынка (одного товара, производимого ассортимента, продукции отрасли, продукции региона) по отдельности и независимо друг от друга.
  19. Индикатором силы (степени, уровня) конкуренции на рынке является степень его раздробленности, характеризуемая как числом фирм, так и долей каждой фирмы.
  20. Индикатором конкурентной силы субъекта (товара, предприятия, отрасли, региона) на конкретном рынке является его доля на этом рынке.
  21. С точки зрения конкуренции, рынки следует рассматривать не как однородные и монолитные, а как вложенные друг в друга, имеющие вид кластеров и состоящие из кластеров. При этом атомарным (элементарным, низшим) звеном можно считать рынок отдельно взятого товара (конкретного блага в конкретном воплощении) в жестко заданных условиях места и времени. На этом уровне возможны оценки, описываемые альтернативными переменными («да» или «нет», товар предпочли другим или пренебрегли им), однако на любом более высоком уровне анализа рынка результат потребительского выбора описывается не отдельными актами выбора, а долей положительных исходов для каждого товара, а по сути долей рынка (при этом возможна как натуральная, так и стоимостная оценка доли – вторая из них является более предпочтительной, поскольку позволяет соизмерять рынки различных товаров).
  22. Для каждого уровня рынка (от атомарного до глобального) конкурентоспособность товара может быть однозначно определена, поскольку одновременно существует множество рынков, «вложенных» друг в друга (атомарный рынок французской булочки «вложен» в «рынок» хлебобулочного отдела, тот – в «рынок» магазина, далее – в рынок микрорайона, района, города, области, края, страны, континента и в конечном итоге – в мировую экономику; кроме того возможно построение системы вложенных рынков, дифференцирующихся по ассортиментным группам: средства передвижения вообще включают в себя автомобили как таковые, те – как подмножество – легковые автомобили, которые в свою очередь могут включать в себя минивэны, и т.д.). Конкурентоспособность конкретного объекта может иметь одновременно множество оценок (на каждом рынке – свой уровень конкурентоспособности), а товар может быть одновременно и конкурентоспособным, и неконкурентоспособным.
  23. Конкурентоспособность есть величина, формирующаяся под влиянием множества факторов, причем влияние этих факторов проявляется не в виде функциональной зависимости, а в большой совокупности фактов (как было показано ранее, сам акт конкуренции, или сравнения двух вариантов, имеет в основе альтернативную оценку – «да» или «нет»).
  24. Конкурентоспособность может быть выражена в долях единицы (от 0 – «полностью отсутствует» и до 1 – «абсолютная конкурентоспособность»).
  25. Конкурентоспособность есть всегда и у любого объекта: вопрос только в её величине (потенциале) и её достаточности, а также в масштаба рынка, на котором исследуется проявление конкурентоспособности (на малом рынке даже весьма конкурентоспособный товар может остаться непроданным).
  26. По мере роста масштабов рассматриваемого рынка (переход от локального к региональному и глобальному уровням, переход к более широкой ассортиментной группе и т.д. конкуренция склонна нарастать, а конкурентоспособность отдельно взятого товара, фирмы-производителя, отрасли и региона – наоборот, сокращаться.
  27. Конкурентоспособность товара никак не связана с его прибыльностью и эффективностью производства.
  28. Поскольку человек – существо иррациональное, а конкуренция проявляется в покупательском выборе, который бывает и логичен, и нелогичен одновременно, результат конкуренции непредсказуем (хотя отчасти и управляем).
  29. Единственным и единым обобщающим показателем, отражающим уровень конкурентоспособности изучаемого объекта (показателем, отражающим конкурентоспособность, а не являющимся ею) можно считать долю, которую изучаемый объект занимает на конкретном рынке в конкретное время.
  30. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности и его индикатор, могут иметь различную степень связи с результатом (конкурентоспособностью, выраженной в доле рынка)

Разумеется, общая теория конкурентоспособности вызовет дискуссию в научных кругах. Серьёзным научным изданиям могу предложить взаимовыгодное сотрудничество. Вы сообщаете мне, какое издание представляете, какой из блоков вопросов Вас интересует (понимаю, что возможно — все, но какой в первую очередь?) и на каких условиях Ваше издание готово опубликовать подробную статью на эту тематику. Платная публикация меня совершенно не интересует. Предпочтение отдам ваковским журналам, имеющим высокие рейтинги научного цитирования, высылающим авторские экземпляры. Электронная почта: 573896 на mail.ru (по этому же адресу можно связаться, если у Вас есть иные предложения, связанные с дальнейшей разработкой и применением общей теории конкурентоспособности).