Тот, кто не знает, куда хочет попасть, очень удивится… Особенно если придет туда, куда нужно! Вот так, перефразировав слова Марка Твена, я хочу начать этот пост про использование в малом бизнесе методов Эдварда де Боно. Как придумать нечто действительно новое — что-то такое, чего до сих пор не было? Попробуйте скомбинировать уже имеющиеся элементы! Посмотрим, как это сделать, на примерах.Этот пост — в некоторой мере рефлексия на проведенный мной тренинг для предпринимателей, желающих разработать свой инновационный продукт. На простых примерах хочу показать, как можно «родить» идею, раскрутить её от уровня «просто идея» до «возможно создание коммерческого продукта» (о том, как этот продукт создать, как коммерциализировать идею — поговорим в другой раз).
Прежде всего хочу рассказать об одном хорошем методе генерации новых идей. Итак… Если вы уже что-то производите и просто хотите это нечто усовершенствовать, назовите этот продукт. Например, предприятие производит клей. Теперь «методом научного тыка» найдём второе слово — это должно быть имя существительное, общеизвестное слово. Для этого можно составить список из 60 слов и, в некоторый момент времени просто посмотрев на часы, отметить, сколько секунд на них: на какой секунде посмотрели на часы, слово под таким номером и берёте (если есть электронные часы с точным секундомером, можно составить список из 100 слов и, засекая время, смотреть на сотые доли секунд — что часы высветят, такое слово и берем).
Посмотрел на секундную стрелку, нашел соответствующее слово — «пчела».
Хм… Два слова — «клей» и «пчела». Можно ли совместить их так, чтобы получился новый продукт? Попробуем! Может быть, пчёлам для чего-то может понадобиться состав, выполняющий функцию клея? Ну, например, для защиты своих ульев, для сбора нектара… не знаю… навряд ли… Так… Может быть, клей необходимо впрыскивать внутрь чего-либо (под «кожу»), как это делает пчела, вводя свой яд при помощи жала? Возможно… Только где это применимо? Может, идея и хорошая, но применение будет очень узким…
Если идеи иссякли, можно попробовать строить ассоциативный ряд (от «случайного» слова). У меня с пчелами ассоциируется улей, где лежат соты, наполненные мёдом… Соты! А что, если по типу сот сделать упаковку для клея? Ведь есть же такая проблема: маленького тюбика не хватает, а большой быстро засыхает! Почему бы не размещать клей внутри сотового материала: нужна маленькая капелька клея — раздавил одну соту, нужно много клея — использовал множество сот!
Или ещё пример. Велосипед как товар (да уж, сложно изобрести новый велосипед!). Случайное слово — гора. Самое простое, что приходит в голову — горный велосипед. Это всем известное решение, поэтому на нем мы не останавливаемся, идём дальше. Итак, велосипед и гора… Велосипед, который поднимает своего владельца на вершину горы… по отвесной стене… Бинго! Велосипед, у которого оба колеса соединены друг с другом и с педалями, причем на оси колес наматываются тросы, привязанные на вершине горы (на крыше здания, в верхней точке того, объекта, куда человеку нужно подняться). Крутишь педали — и поднимаешь себя с велосипедом вверх, причем скорость будет невелика, подъем будет легким (хотя и медленным). Сами колеса нужны как маховики, чтобы сглаживать за счет инерции рывки, плюс обода колес — замечательные поверхности для сцепления с тормозными колодками (чтобы не поехать обратно, вниз, колеса нужно будет фиксировать, хорошие тормоза на ободах, где действующие силы в разы меньше, чем в районе осей, будут весьма кстати).
Комбинируйте известное — и вы сможете придумать что-то по-настоящему новое!