Вчера на курсах обсуждали интерактивные доски и их возможности использования в учебном процессе. Были среди нас противники и сторонники новых образовательных технологий. Обсуждение велось с помощью Шести Шляп Эдварда де Боно. Что из этого получилось — читайте дальше.
Итак, моя шляпа была зеленой — то есть я должен был предложить новые идеи, по возможности — креативные 🙂 Поэтому слово дали мне в конце обсуждения. Что говорили другие участники?
Первой выступала белая шляпа, рассказав про то, что электронные доски — явление новое, используются в аудиториях не более пяти лет. Поэтому далеко не все преподаватели (учителя) знают, как их можно использовать — к сожалению, ещё встречаются люди, пишущие по электронным доскам обычным маркером. Вместе с тем, в учебном процессе электронные доски находят применение, когда речь заходит об интерактивных технологиях. На досках можно показывать видео, слайды, текст (например — определения под запись). Существует масса способов применения электронных досок, но далеко не все они пока что широко известны преподавателям и используются ими.
Следующей выступила красная шляпа, эмоционально рассказав про то, что интерактивные доски, с одной стороны, предоставляют новые возможности, а с другой — отвлекают учащихся (студентов) от самого главного — преподносимой информации.
Выступление желтой шляпы было очень оптимистичным: мы вступаем в новую информационную эру, сам процесс преподавания, куда ворвались новые информационные технологии, со временем подстроится, раскрыв их огромный потенциал. Поэтому современные технологии — это очень хорошо, они позволяют освободить человека (и преподавателя, и учащегося) от рутинной работы, предоставляют новые инструменты для творчества, более эффективно доносить до студента информацию.
После этого выступала черная шляпа — ярый противник всего нового и неизвестного, пессимист до мозга костей. Её выступление можно свести к тому, что технология дорогая, но использовать её хотя бы на 50% может далеко не каждый преподаватель. Кроме того, интерактивные доски с динамичной графикой не только привлекают внимание студента, но и отвлекают его от темы занятия. Использование интерактивных досок требует смены парадигмы (образа мышления, стиля работы преподавателей), поскольку методы обучения с обычной маркерной доской здесь неприменимы. Проблема в том, что новая парадигма использования интерактива пока что не выработалась: отсутствует общепринятое понимание методов, которые могут применяться в обычных презентациях, не говоря уже про интерактивные доски, позволяющие обходиться с информацией более вольно. Электронные доски и презентации разрешают студенту лениться — зачем писать конспект, если можно скачать презентацию?
Зеленая шляпа рассказала о том, какие возможности открываются перед преподавателями при использовании интерактивных досок. Например, электронную доску можно «обучить» реагировать на действия студента или ученика (например, ученик в школе выходит к доске и пишет на ней «2*2=» и долго думает над ответом — доска может каким-либо образом подсказать ответ, решить задачку за ученика; ученик пишет на доске текст под диктовку учителя и делает ошибку — доска его исправляет и подсказывает, над какими правилами нужно ещё поработать; ученик строит график, но в какой-то момент делает ошибку — доска поправляет его). При этом преподаватель не устраняется от процесса обучения — в его задачи по-прежнему входит объяснение того, в чем ошибка, как её не допускать в будущем и т.д.
Кроме того, поскольку сегодня в моду входят планшетные компьютеры, их можно «связать» с электронной доской — теперь студенты смогут работать над изображением вместе, не толпясь при этом у доски, и каждому будет хорошо видно всё, что происходит на экране (конечно, кому-то — например, преподавателю — может быть удобнее работать на электронной доске, внося свои коррективы).
Голубая шляпа подвела итоги всеобщему обсуждению: интерактивные доски — это не только модно и интересно, но и эффективно, а значит — полезно и востребовано!