По собственному опыту могу сказать, что в каждом отдельно взятом городе (где есть хотя бы один вуз или филиал) есть люди, пишущие под заказ контрольные. Хорошо это или плохо? Об этом и пойдёт сегодня речь.
Эта статья отражает моё (скромное) мнение, и если кто-то не согласен — может высказаться в комментариях.
Как устроен этот бизнес? Всё очень просто. Человек, пишущий контрольные, получает методичку (обычно студенты их сами приносят), делает с неё копию, решает все варианты по порядку. Если задания однотипные (например, решаются по одному и тому же алгоритму), решение задачи автоматизируется. Качество таких работ в лучшем случае посредственное, реально — никакое. Даются объявления в газетах, заочники (именно они пишут и сдают контрольные) звонят, приходят, заказывают. Обычно — срочно. За повышенную плату.
Но всё равно цены на подобные контрольные невысоки — «производители» заинтересованы в большом потоке студентов. При этом ни один уважающий себя человек не станет делать такие (по сложности) контрольные за такую (низкую) плату. Окупается только за счет вала.
Для любителей подтрунивать над другими скажу лишь, что я никогда не писал контрольные/курсовые/дипломы «на продажу». Моё время стоит гораздо дороже 🙂 . Кроме того, это работа чисто техническая. Ну и, наконец, преподавая в вузе, как-то негоже заниматься подобными вещами.
Своим студентам говорю, что они могут сделать работу сами, могут заказать. Разумеется, я не знаю, кто вообще работает на этом рынке. Но в случае заказной контрольной они получат продукт сомнительного качества, и объяснить что-либо по нему не смогут. Дело в том, что я требую от студентов понимания того, что написано в их работе. А если они её заказали… Ну что же, они — будущие менеджеры, которые должны уметь делегировать полномочия — а следовательно, и разбираться в готовом результате, который им предоставили «подчиненные». Всё равно за качество контрольной отвечают они сами, а не тот, кто им решал задачки.
Пытались ли студенты заказать у меня контрольные? Да, пытались поначалу, в первый год моей работы в вузе. Разумеется, безрезультатно. Помню, как-то мне позвонил молодой человек, и спросил — делаю ли я бизнес-планы. На самом деле, я занимаюсь занимался ещё с вузовской скамьи, на серьезном уровне, разработкой бизнес-планов для реальных предприятий (для предоставления банкам, на конкурс грантов или субсидий и т.п.). Так вот, отвечаю — да, делаю. А сам параллельно начинаю выведывать, какой бизнес, в какой отрасли хотя бы, и т.д. Мне же интересно знать, с какими трудностями я могу столкнуться в ходе разработки проекта. Рассказывает, но в общем-то чувствуется, что сомневается — в принципе, нормально для предпринимателей, которые ищут новую нишу, у кого есть несколько направлений на примете, но кто хочет получить совет со стороны.
Начинаем говорить о цене. Я говорю, что готов бизнес-план разработать за 15 тысяч рублей (дело давнишнее, цены старые! сегодня за разработку бизнес-плана берут минимум 20 тысяч рублей). На что он заявляет: «А почему так дорого? Контрольные по бизнес-планированию стоят максимум полторы тысячи!» Оказалось, студент (и кто ему дал мой телефон?). Пришлось ему ответить, что независимо от того, учебный бизнес-план или реальный, его стоимость не может быть меньше указанной суммы. Больше у меня никто не пытался заказывать что бы то ни было.
Так вернемся к вопросу об эффективности контрольных. Когда я только пришел преподавать, по статистике и эконометрике 99% контрольных были заказными, на каждый из 5 вариантов методички было по три — четыре варианта «исполнения» — в принципе, ни одной правильно решенной задачки, с детскими ошибками. Сегодня студенты поняли, что независимо от того, кто контрольную сделал, отвечать придется самим — доля заказных работ сократилась до 25-30%. В принципе, неплохой результат (хотя нет предела совершенству — и я над этим постоянно работаю).
В Сыктывкарском лесном институте сделали по-другому: отменили с этого года самостоятельные контрольные работы как таковые, заменив их аудиторным контролем знаний (все пишут в течение пары контрольные задания — самостоятельно, в силу своего знания и понимания предмета). Пока что эту идею только внедряют, но — весьма настойчиво. Что меня, как преподавателя, только радует (и не радует тех, кто на контрольных неплохо зарабатывал — если поток человек 200, все заказывают контрольные работы в среднем по 600 рублей — получается 120 тыс. руб. выручки, разумеется — черным налом — пусть и не одному человеку, но всё равно число «игроков» этого рынка ограничено, и заработки в этой «отрасли» достойные — слышал про одного студента, который заработал себе на Lexus, организовав фирмочку по предоставлению подобных услуг).
Так что всё изменяется, и всё — к лучшему. В конце концов, для того контрольные и нужны, чтобы у студентов появились знания.