Информация в Интернете распространяется подобно свету: только что только ты знал о чем-то, а уже через секунду об этом знает весь мир. Как же зарабатывать в интернете на информации, лишь тебе известной? И как тем, кто хочет получить новые знания, «раскрутить» преподавателей на предоставление полной информации? Прежде чем читать дальше — подумайте, а как бы ответили вы?Итак, проблема заключается в том, что носители информации (преподаватели) живут за счет «дозированного» её предоставления (как заметил классик, «не всё, что я сказал, вошло в учебник»). При этом, если сделать всю информацию доступной всем — что останется делать преподавателю? Он уже не годится на роль носителя информации, не сможет зарабатывать на этом деньги.
С похожей ситуацией мне довелось столкнуться, когда я занимался корпоративным сайтом филиала вуза, где преподаю. Из тридцати преподавателей только двое были согласны выложить в свободный доступ свои лекции, но при условии — их наберет кто-то другой (не они).
Среди высказанных причин, почему преподаватели не хотят делиться своими наработками, самой частой был ответ «это моя интеллектуальная собственность». Получается, что лучшей защитой этой собственности является отсутствие публикаций. Но разве, следуя этой логике, можно читать лекции студентам?
Если поднять более глубокие пласты причин, побуждающих преподавателей «закрывать» доступ к своим лекциям, окажется, что в ряде случаев лекции — это ни что иное, как компиляция из учебников других авторов, причем — без указания первоисточников, а это плагиат, который публиковать нельзя ни в коем разе (иначе лишат и работы, и звания, и степени). С другой стороны, сборка одной лекции из нескольких чужих публикаций может быть вполне допустимой: на лекции главное не то, что написано в конспекте у преподавателя (если таковой вообще имеется), а то, как преподаватель всё это объяснит студентам, какие примеры приведет, как сформулирует по-своему, более понятным и простым языком.
В Интернете появляется всё больше учебных программ, ориентированных на дистанционное изучение (не путать с заочным, когда существуют установочные лекции), когда студенту высылается весь материал в авторской редакции (а не по схеме «записал, что успел»). То есть преподаватели обязаны предоставить сразу весь комплект материалов, необходимых для изучения конкретных тем и курсов. Но пока что преподаватели не уверены в том, что их доходы от этого не уменьшатся, и не спешат делиться с остальными информацией.
UPD (2018): как показала практика, переход на онлайн-обучение привёл к сокращению штатов в вузах — там, где раньше лекции очно читало четыре преподавателя, их заставили записать видео — и оставили одного, проверять контрольные работы и консультировать заочников и дистанционных студентов…
Чтобы избежать этого, должна произойти смена парадигмы: должен произойти переход от преподавателя-носителя, преподавателя-теоретика к преподавателю-коучу, преподавателю-практику, преподавателю-консультанту. Важно не то, что ты знаешь, а то, как умеешь с этими знаниями обращаться. Иначе та же разработка бизнес-планов не стоила бы так дорого. Каждый (нормальный) студент-экономист знает, как разрабатывать бизнес-план, что писать в каком разделе, но далеко не каждый сможет этим заниматься — не хватает практики либо личных качеств (той же усидчивости, например). К тому же, приходится помнить, что объемы информации растут в геометрической пропорции, и выбрать нужное под силу только тому, кто разбирается в теме хотя бы на минимальном уровне.
Возможно, существующие схемы в будущем трансформируются в нечто подобное: студент получает весь комплекс учебных материалов, практическое задание (где должен применить знания, которые можно почерпнуть из учебников), после чего отправляет наставнику свои результаты, и уже вместе с ним проводит «разбор полетов».