С точки зрения работодателя резюме – это своего рода спецификация товара – рабочей силы. Поэтому работодатель вправе не только определять критерии подбора кадров, но и требовать их описания в установленном им самим виде. Цель такого резюме – собрать более-менее стандартизированную информацию о потенциальных работниках, чтобы тех, кто больше всего соответствует вакансии, пригласить на собеседование. Правда, так бывает если инициатива составления резюме исходит от самого работодателя (в этом случае соискатель обязан представить всю информацию о себе именно в том виде и в том порядке, как того от него потребуют). Нередко инициатива составления резюме исходит и от соискателя: когда он находится в активном поиске работы или пассивно размещает своё резюме и ждёт интересных предложений, работая где-то ещё. В таком случае соискатель сам определяет, что он напишет в резюме и как сей документ оформит. Разберёмся, какие разделы и в каком порядке следует включать в резюме.Не существует единой, всеми признанной формы резюме, а те, что есть, могут очень сильно отличаться друг от друга. Тем не менее, можно назвать некоторые общие принципы, которым будет лучше следовать при составлении резюме (это не значит, что им нужно следовать абсолютно всегда – иногда их можно и нарушить, но делать это можно только чётко представляя себе, какие именно выгоды вы от этого получите).
Первый принцип: говорить правду, правду и ничего кроме правды! Учтите, что всё, что вы скажете, работодатель или сам проверит (показали диплом – работодатель пробил его по базе; сказали об опыте работы в какой-то организации – работодатель может позвонить туда и попросить отзывы о вашей персоне), или заставит вас доказать это (говорите, что набираете текст со скоростью 250 знаков в минуту? – пожалуйста, вот письмо и компьютер, наберите! Время пошло!). Возможно, в резюме не стоит говорить абсолютно всё: недосказанность не есть ложь, но будьте готовы (если спросят) и на неудобные вопросы ответить, и то, что вы что-то умолчали – раскрыть и пояснить.
Принцип второй: вас нанимают для дела. Работодателю не важно, что у вас есть (знания, дипломы и т.п.). Ему важно, что вы умеете, можете, хотите и будете делать. Покажите, что вы готовы делать на новом месте, чем будете полезны. Есть такая история. В продуктовом магазине оценивали персонал: молоденькую девушку, которая отработала продавщицей едва как полгода, и даму со стажем в торговле более 25 лет. Возник вопрос: кто из них более опытный? Хотите узнать правильный ответ? Тогда сначала остановитесь, подумайте, напишите свой – и только после этого читайте дальше!
Принцип третий (я его называю «принцип кота»). Представьте себе кошку, которая выслеживает голубя, гуляющего неподалёку. Кошка наверняка будет вытянута в струнку, её мышцы будут играть, разогреваясь для молниеносного броска, при этом она будет балансировать хвостом, отрабатывая изменения положения центра тяжести. Её уши будут сканировать пространство вокруг голубя, нехотя отвлекаясь на потенциально опасные звуки, пришедшие с других направлений. Её глаза будут впиваться в жертву, а усы – тянуться к ней, исследуя пространство и возможные препятствия. Примерно так же должно выглядеть ваше резюме: каждое слово, каждая фраза должна работать на единую цель, решать поставленную в её рамках задачу. Хотите добавить в резюме фотографию? – тогда она должна соответствовать должности, на которую вы претендуете, и предстоящей работе. Сообщаете потенциальному работодателю свой адрес с указанием улицы, дома и квартиры? – может, вы ещё скажете, когда дома нет никого и где деньги лежат? Или вы ждёте работодателя в гости?
Принцип четвёртый: уважайте чужое время – тогда вы получите максимально возможный объём внимания. Это преподаватели могли ещё прочитать ваши курсовые на сотне страниц (и то, если честно, делали это «по диагонали», по одним им известным «маркерам» обнаруживая львиную долю недостатков работ). У кадровиков на это времени нет: чем интереснее вакансия, чем больше желающих попасть на неё, тем меньше времени может уделить кадровик каждому соискателю, а значит – начинает своё знакомство с резюме с экспресс-поиска «стоп-слов»(1), после которых резюме соискателя отправляется прямиком в мусорную корзину. Если таковых не обнаружено, резюме может быть прочитано более внимательно, и опять же – если оно чем-то не понравится, то будет отправлено в корзину. Следовательно, резюме должно быть достаточно кратким и в то же время – очень ёмким. В идеале – вы должны свои преимущества как работника выразить рекламным слоганом (короткой фразой). Кого вы возьмёте на работу, будучи директором предприятия – бухгалтера с 30-летним стажем работы или бухгалтера, к которому не было ни одного замечания за семнадцать камеральных проверок? Кстати, какой был ваш ответ про продавщиц? Более опытная – та, у которой стаж больше? А вот и нет! Более опытная – та, у которой более разнообразный опыт. Продавщица со стажем умеет немногое: написать цену и наменование товара (в соответствии с требованиями законодательства), контролировать торговый зал (чтобы ничего не украли), отвечать на вопросы покупателей (причём не на те, что ей задали, а на те, про которые она думает, что ей задали), отпускать товар (взвесить – упаковать – принять оплату). Девушка со стажем в 6 месяцев наверняка работает в магазине не от хорошей жизни. Наверняка у неё есть множество желаний, на которые не хватает денег, а значит – её мотивация заработать сильнее. Пока она не стала «как все», она будет пробовать разные способы увеличить продажи (а следовательно – и свой доход), и испытывая множество вариантов на практике, она будет иметь больше опыта.
Пятый принцип: следуйте простой логике: от более значимой информации к менее значимой. Соответственно, нужно сразу начать с представления себя как претендента на должность – представиться (фамилия, имя, отчество), обозначить свою цель (конкретную должность) и кратко описать себя (возраст, адрес, e-mail и телефон для связи), после чего следует блок или с опытом работы, или с образованием. Правило здесь такое: сначала идёт более важная, значимая информация. Если ваш опыт невелик, сначала пойдёт образование (вуз + тренинги и курсы за последние 3-5 лет; обучение в школе не указывается вовсе; обучение в техникумах и т.п. указывается только в случае значимости полученного там образования для искомой должности), а после него – опыт работы. Не забудьте через два-три года поменять порядок этих двух блоков в резюме: вперёд выйдет опыт работы, «притопив» вниз образование.
Следующий раздел – «Дополнительная информация о соискателе». Несмотря на то, что эта информация не является основной с точки зрения искомой должности, связь должна просматриваться достаточно отчётливо, особенно – если речь идёт о ваших чертах характера. В связи с этим должен напомнить, что всё, что бы вы ни написали, должно быть так или иначе подтверждено. Пишете о личных качествах – пусть их будет меньше (2 — 4), но каждое будет подкрепляться реальной ситуацией, где оно проявилось (желательно очень кратко или описать эту ситуацию, или дать какое-то другое подтверждение, например – готовность предоставить координаты ваших сослуживцев/коллег/одногруппников и даже преподавателей, которые засвидетельствуют наличие у вас именно этого качества).
1 Под стоп-словом понимается слово или словосочетание, которое однозначно указывает на то, что этот соискатель не подходит на рассматриваемую должность. Например, если организация ищет руководителя отдела, стоп-словом может быть указание на наличие у кандидата судимости.